О Музее в СМИ и Интернет

"Деревенские истории. Кузница". ТРК "Братск". Эфир от 10.06.2015 г.

10.06.2015

Ссылки по теме:
Наш эфир продолжит рубрика «Деревенские истории». В ней мы рассказываем о музее под открытым небом «Ангарская деревня», ее культурных объектах и связанных с ними событиями. Сегодня знакомство с кузницей.

Наверное, одним из самых интересных объектов музея является кузница. Скорее всего еще и потому, что профессия кузнеца всегда была окружена ореолом мистики. Оно и понятно, когда на твоих глазах безжизненный кусок металла превращается в изделие или вовсе в произведение искусства, словно наделенное частичкой души кузнеца, волей неволей поверишь в сверхъестественное…


Кузница в «Ангарской деревне» была вывезена из долины реки Лена, Жигаловского района, деревня Христофорово. По словам местных жителей, возраст этой кузницы - конец XIX века. Ну а по назначению она использовалась до 50-х годов века прошлого. К сожалению, во время перевозки многие детали интерьера были утеряны - остался лишь верстак и части горнила.

Татьяна Ильмурзина, научный сотрудник музея «Анагрская деревня»: «Кузницы в основном ставили в деревнях на берегах рек. Это было очень удобно, во-первых, для самих кузнецов. Когда работали в жару, было очень жарко, кузнецы часто очень потели и поэтому часто выходили и окунались в реку».



Построена кузница двумя видами рубки - одна часть срублена «в лапу», а верхние венцы срублены «в чашу». Крыша сложена из полубревен, как говорят, желобчатая.

Экспонаты кузнечной экспозиции собирались по разным деревням, но в основном из зоны затопления Усть-Илимского водохранилища. Всего их насчитывается около сотни, в том числе достаточно редкие, такие как горн, тиски, чан.

Татьяна Ильмурзина, научный сотрудник музея «Ангарская деревня»: «Горн считался главной частью в кузнице, этот горн открытый, засыпан глиной в качестве противопожарной безопасности. Ну и также здесь противопожарная безопасность - стена обмазана глиной».



Кузнец в деревне был человеком уважаемым и незаменимым. Могло не быть церковного прихода и священника, но коваль был всегда. Кроме всего прочего, наверное, трудно было найти на селе человека сильнее, чем кузнец.

Татьяна Ильмурзина, научный сотрудник музея «Анагрская деревня»: «Кузнец должен был быть недюжинной физической силы! Во-первых, нужно было раскалить железо в огне, а потом расковать на наковальне с помощью молотков».



Откованное изделие нужно было закалить, для чего оно опускалось в специальный чан. Для заточки готовых орудий труда либо оружия мастер использовал точило. В небольшое углубление под точильным камнем наливалась вода, что увеличивало его абразивные свойства, одновременно смягчая, что делало процесс наиболее эффективным. Также в помещении кузни всегда находилась большая дубовая бочка для хранения угля, которым растапливался горн.

Татьяна Ильмурзина, научный сотрудник музея «Анагрская деревня»: «Горн называется открытым поскольку здесь не было никакой трубы, дым шел в само помещение и выходил с помощью вот такого окна волокового, которое находилось под потолком».

Об устройстве кузницы научные сотрудники «Ангарской деревни» могут рассказывать часами. Мы же захватили совсем небольшой кусочек кузнечной жизни. Но на то он и музей, чтобы в нем все сохранялось на века. Каждый из наших телезрителей может приехать туда и убедиться во всем собственными глазами.

Ссылка на источник: http://www.trk-bratsk.tv/news/10992/

Ссылки по теме:


Возврат к списку